Уважаемый Леонид! Вы неправильно поняли. В сходстве мелодий нет совершенно ничего плохого. Создание песни - процесс творческий. Ведь и народная песня создаётся далеко не сразу: мелодия постепенно как бы "обкатывается", видоизменяется, причём чаще всего - в лучшую сторону. Точно так же обстоит дело и с творчеством профессиональных композиторов. Анализ и обсуждение того, КАК (каким образом) одни мелодии преобразуются в другие, а также все подмеченные факты на этот счёт представляют интерес не столько с историко-идеологической точки зрения, сколько с точки зрения музыковедческой. Ведь теория о том, как создать оригинальную, хорошо запоминающуюся песенную мелодию до сих пор не вполне разработана. Процесс создания песенной мелодии (так называемой "мелодической темы") всегда был и остаётся интуитивным, полуэмпирическим, формализации же поддаётся только небольшая часть этого процесса. И вот это - действительно проблема! Где сейчас новые Российские патриотические песни, которые бы не уступали по качеству мелодии классическим песенным мелодиям 30-х гг (в том числе и "не нашим"). Нет таких песен, не пишут их композиторы, попросту не умеют. Потому что интуитивные навыки создания этих мелодий безвозвратно утрачены, а алгоритмы просто не известны. Если же я переборщил с иронией в некоторых комментариях, то ирония эта вполне добродушная. Мне нравится и Дунаевский с Покрассом, и некоторые популярные мелодии третьего рейха, и даже Пахмутова - по крайней мере ранние её песни пятидесятых годов. Но вот шестидесятые-семидесятые годы - здесь уже явно что-то не так. Куда делась мелодия? То, что мы слышим сейчас в радио- и телеэфире - не песни. Это - НЕЧТО.
|