В конце 40-х годов, пристрастившись к сочинению музыки для юных музыкантов и накопив к этому времени опыт в этой области творчества, я решил попробовать силы в крупной форме и один за другим написал три концерта: для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948 г.), для виолончели с, оркестром, соч. 49 (1949 г.) и для фортепиано с оркестром, соч. 50 (1951 г.). Концерты эти я посвятил советской молодежи. Видимо, они пришлись по душе юным музыкантам. Во всяком случае, вскоре после выхода в свет они широко зазвучали в музыкальных школах, училищах и консерваториях в нашей стране и во многих зарубежных странах. Неожиданно для меня они вошли и в репертуар взрослых концертирующих исполнителей. Большой радостью для меня был выпуск фирмой «Мелодия» грампластинки с записью этих концертов в исполнении наших выдающихся музыкантов Давида Ойстраха, Даниила Шафрана и Эмиля Гилельса.
В дальнейшем, боясь повторить однажды найденное, я избегал обращения к жанру «молодежного концерта», однако все-таки не удержался и написал еще два аналогичных сочинения: рапсодию «Школьные годы» и Четвертый, «Пражский» концерт — оба для фортепиано с оркестром.
Рапсодию «Школьные годы», соч. 75 я написал в 1964 году для конкурса юных пианистов города Поволжья, который с 1962 года проводится в Куйбышеве каждые два года. Организаторы конкурса — куйбышевские комсомольцы присвоили ему мое имя, сделали меня постоянным председателем жюри, и, выполняя данное им обещание, по крайней мере, к каждому второму конкурсу я пишу новое сочинение, которое включается в программу, обязательную для всех участников.
Рапсодия (я посвятил ее юным музыкантам Поволжья) представляет собой десять свободных вариаций со вступлением и кодой на тему моей песни «Школьные годы». Эпиграфом к Рапсодии я поставил слова Евгения Долматовского из припева песни: «Нет, не забудет никто никогда школьные годы...» Песня эта написана в трехдольном вальсовом движении, но в Рапсодии тема и первые восемь вариаций изложены в двухдольном размере. Мне хотелось таким приемом заставить юных музыкантов особенно внимательно вслушиваться в Рапсодию и ждать, когда же появится, наконец, тот самый вальс «Школьные годы», который многим из них хорошо знаком. Появление вальса лишь в последнем разделе Рапсодии вытекало, конечно, также и из общего замысла всего сочинения.
Развитие музыки Рапсодии соответствует развитию поэтического текста песни, в первом куплете которой поется «Так начинаются школьные годы», во втором — «Так продолжаются школьные годы» и в третьем — «Вот и кончаются школьные годы». «Герой» Рапсодии постепенно растет в музыке, проходит все три школьных возраста — младший, средний, старший.
Первые две вариации — скерцозные, беззаботно-веселые, ребячливые соответствуют первым школьным годам. Третья носит переходный характер — тут есть и баловство, но уже и первые серьезные раздумья. С четвертой вариации «герой» вступает в пионерский возраст: здесь и интонации пионерского марша, и нотки юношеской романтики, и даже звучания героические. Затем возникает вальс. Это третья часть Рапсодии. И уже до конца — последние вариации, и особенно развитая кода — это картина выпускного школьного бала. А в самом конце, как напоминание о главной мысли Рапсодии (и лежащей в ее основе песни), задумчиво звучит у фортепиано музыка заключительной фразы песни: «Нет, не забудет никто никогда школьные годы...»
Впервые Рапсодия прозвучала 29 марта 1964 года в исполнении участников третьего тура второго куйбышевского конкурса с Симфоническим оркестром Куйбышевской филармонии под управлением С. Дудкина. На следующий день, в заключительном концерте, Рапсодию под управлением автора исполнила ученица специальной музыкальной школы при Казанской консерватории Мунира Мазунова, получившая на конкурсе специальную премию за лучшее исполнение этого сочинения. В Москве Рапсодию впервые исполнила 19 января 1965 года в Большом зале Московской консерватории Любовь Тимофеева — тогда еще ученица Центральной музыкальной школы. Дирижировал автор.
|